В московских магазинах IKEA покупателей больше, чем в амстердамских, подметил как-то в 2010 г. голландец Нико де Найс, который к тому времени уже два года прожил в Москве. Выходит, москвичи постоянно покупают множество новых вещей, рассказывает он. А ведь квартиры здесь более тесные, чем в Европе или Америке. Хранить вещи москвичам практически негде.
Такой простой расчет помог ему и его партнерам по бизнесу определиться со своими дальнейшими планами. Его заинтересовал практически пустой на тот момент рынок складских систем индивидуального хранения. Он насчитывал тогда лишь двух операторов в Москве и Санкт-Петербурге: российские компании «Складовка» и Red Box. «Я подумал, что здесь есть все возможности для развития бизнеса», — говорит де Найс. И он обратился с этой идеей к своему однокурснику Питеру Блау, владельцу Lagerbox — одного из крупнейших немецких операторов систем индивидуального хранения. 25 лет назад они вместе учились в Высшей школе бизнеса и экономики в голландском Алкмаре.
Миллионы на хранение
Идея Блау понравилась. Вместе они провели исследование рынка и стали искать инвестиции. К ним присоединились еще два знакомых голландца — Ян-Вильям Ровер (бывший коллега де Найса по ABN Amro) и Гарри Харбьерс (гендиректор торговой компании Koopman International). Стартовый капитал (общая сумма первоначальных инвестиций, по словам де Найса, составила 6 млн евро) на 20% состоял из личных сбережений управленческой команды (сейчас все четверо являются совладельцами компании). 80% финансирования удалось получить от западных частных инвесторов из финансового сектора, которых де Найс знал по своей работе в банке, но отказался назвать. Соответственно распределены сейчас и акции компании: 20% — у управленческой команды, 80% — у частных инвесторов. «Наш бизнес очень капиталоемкий. Открытие каждого склада требует 60-80 млн руб.», — объясняет де Найс. Львиная доля средств уходит на закупку качественных импортных материалов для изготовления боксов, где хранятся вещи. Кроме того, каждый бокс приходится оснащать дорогостоящей системой сигнализации с камерами видеонаблюдения. «Но я финансист с большим опытом работы (по его словам, он 15 лет проработал в инвестподразделении ABN Amro). Я умею управлять финансами», — шутит де Найс. Проблема, с которой ему сложнее справляться, — это поиск подходящих помещений для складов в Москве. И дело тут не только в дороговизне аренды столичных складских площадей.
Удобство по-голландски
В конце 2010 г. только что созданная компания SafeSpace начала искать помещение для своего первого склада. «Нам показывали много старых обветшалых зданий советской эпохи, где на проходной по будням охранник требует пропуск, а в выходные туда и вовсе невозможно войти», — вспоминает де Найс. Cтарые советские здания, большинство из которых находится в бывших промзонах, можно было арендовать немного дешевле, но они не соответствовали концепции европейцев. «Я хотел, чтобы качество склада соответствовало европейским стандартам. Наш девиз: «Аккуратность по-немецки и удобство по-голландски», — говорит предприниматель. На практике это означает, что помещение склада должно быть чистым, безопасным и отапливаемым. «Жаль, таких складских помещений в Москве мало», — сетует предприниматель. После долгих поисков в апреле 2011 г. SafeSpace наконец выбрала помещение размером 3500 кв. м (складская площадь — 2400 кв. м) в недавно построенном бизнес-парке «Румянцево» неподалеку от МКАД на юго-западе Москвы. «Здесь должна была располагаться многоярусная парковка, поэтому коридоры были достаточно широкими для того, чтобы сюда могла заезжать машина. А нам это очень важно», — объясняет де Найс. По его словам, клиенты заезжают в здание прямо на машине, открывая ворота личным электронным ключом. На машине же они поднимаются к своему боксу, где сгружают привезенные вещи. Сейчас компания планирует ввести в эксплуатацию еще одно здание в бизнес-парке «Румянцево» площадью 4700 кв. м, где боксы будут большего размера, чем на уже функционирующем складе. Кроме того, SafeSpace ведет переговоры об аренде еще двух помещений в других районах Москвы и одного — в Санкт-Петербурге.
Если жалко выбросить
В России многие привыкли хранить старые вещи на даче или в гараже, но не все вещи сохраняются там в хорошем состоянии. «У нас есть клиенты, которые привозят бабушкины вещи, доставшиеся им по наследству, например старый шкаф. В маленькой квартире он занимает много места, на даче испортится от сырости и холода. А выбросить жалко», — улыбается де Найс. Вторая категория клиентов — это люди, которые не хотят хранить дома сезонные вещи. «Летом они привозят нам шубы и массивные пальто, а зимой — большие чемоданы, с которыми ездили летом в отпуск», — рассказывает предприниматель. Кроме того, многие складируют в боксах спортинвентарь, например лыжи или байдарки, а также залежавшиеся дома бумажные архивы. Иные клиенты сдают на хранение свои вещи во время ремонта или при переезде на другую квартиру. «Частные лица составляют 70% всей нашей клиентуры. И хотя они арендуют в большинстве случаев не больше 2 кв. м, они приносят компании 60% дохода», — уточняет де Найс. В целом частные клиенты компании — это люди среднего достатка, т. е. с зарплатой примерно от 40 000 руб. в месяц. Еще 30% — юридические лица, в основном небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Они арендуют обычно 10-15 кв. м и используют боксы как склад для товара.
Пустота на рынке
Рынок складов индивидуального хранения до сих пор не заполнен. В Москве и Санкт-Петербурге функционирует всего шесть компаний. «В Голландии, где проживает приблизительно столько же людей, сколько в Москве и ее пригородах, таких складов 270 или 280. А в Москве их только 10», — объясняет де Найс. Он считает, что речь о конкурентной борьбе пока не идет, места на рынке хватает всем. Основные игроки рынка («Мобиус-склад», «Складовка», «Ваш сторож», SafeSpace, Safe-Box, «Само-склад») открыли каждый не более 1-2 объектов, рассказал Алексей Тулешов, руководитель направления складов индивидуального хранения компании KR Properties, одного из конкурентов SafeSpace. За считанные месяцы За первые 4 месяца работы объекта «Сити-бокс» (открылся в ноябре 2010 г.) KR Properties сдала 99,8% арендопригодной площади. «Это убедило нас, что потребность в таких услугах на рынке достаточно велика», — говорит Тулешов. Наиболее востребованы у клиентов места хранения от 2 до 5 кв. м, утверждает он. В ближайшие годы SafeSpace рассчитывает открыть 8-10 складов в разных районах Москвы и Санкт-Петербурга. Пока же их единственный склад загружен на 40%. При полной загруженности он должен приносить 2,4 млн руб. в месяц, что за год могло бы составить 30 млн руб., говорит де Найс. «Если нам удастся до конца этого года открыть еще три склада, то годовой оборот составит 120 млн руб.», — заключает он.
Мария Подцероб и Римма Авшалумова, Ведомости 16.03.12